ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАСУ ’’БЕЗОПАСНОСТЬ”

Автоматизированная система управления безопасностью полетов в ГА создается для повышения эффективности существующей системы в решении главной задачи — исключить аварийность в ГА при минималь­ных затратах ресурсов. Теория и практика повышения БП тесно связаны с информацией и информированием. Процессы информирования и управления неразрывны: полная и достоверная информация необходима как для разработки мероприятий и принятия обоснованных решений по БП, так и для организации работ по реализации этих мероприятий.

Таким образом, важнейшим условием повышения качества разра­ботки мероприятий и принятия оптимальных решений является наличие полных достоверных ранных о всех событиях, характеризующих БП В качестве научного метода информационного обеспечения используется об­щая методология и ряд конкретных методик авиационной информатики.

Понятийный аппарат авиационной информатики. Авиационная информатика. Авиационная информатика предполагает разработку • информационного обеспечения систем управления деятельностью ГА, в частности, организацию процессов сбора информации, ее обработку и обеспечение исходными данными решения задач в заданные сроки и в определенных формах как в традиционной системе, так и в условиях АСУ.

Поскольку проблема БП затрагивает все основные сферы деятель­ности ГА, то в задачах автоматизации управления безопасностью полетов

используется в той или иной’степени весь понятийный аппарат авиацион­ной информатики. Поэтому при разработке информационного обеспече­ния МАСУ ’’Безопасность” авиационная информатика используется в полном объеме.

Целью авиационной информатики при автоматизации управления безопасностью полетов является организация информационного обеспе­чения всех основных функций управления деятельностью ГА, отвечаю­щего современному уровню развития науки об управлении и информа­тике. Можно выделить следующие функции управления БП: анализ, оценивание, исследования и прогнозирование состояния БП, планирова­ние мероприятий по БП, разработка мероприятий и введение их в дейст­вие, организация и координация выполнения мероприятий, контроль выполнения и оценка эффективности мероприятий по повышению БИ.

Важное значение для решения проблемы повышения БП имеет прогнозирование состояния БП, которое позволяет устанавливать при­чины аварийности в ГА и факторы, влияющие на БП, намечать перспек­тивные направления исследований, рассматривать варианты возможных путей повышения БП.

При построении системы информационного обеспечения МАСУ ’’Безопасность” полезно рассмотреть отдельные функции руководителей, действующих по неформальным алгоритмам, среди которых можно выделить следующие:

планирование мероприятий — выбор целей и направлений, программ работ, путей и методов их достижения и реализации;

организация — подготовка исполнителей и распределение ресурсов для обеспечения выполнения намечаемых программ, установление взаимодействия между организациями и исполнителями, их прав и обязанностей;

управление — руководство работой в соответствии с планом, конт­роль и корректировка плана;

связь — обмен информацией между центрами обработки данных, руководителями, организациями и исполнителями.

Информационное обеспечение МАСУ ’’Безопасность” является основой при выполнении системой следующих функций:

сбор, ввод в ЭВМ, хранение, своевременная обработка и представ­ление данных по БП, а также нормативно-справочной информации;

создание основных (базовых) массивов для всех подсистем;

формирование таблиц, построение графиков, блок-схем и т. д,;

представление потребителям исходных данных для использования их в моделях при разработке мероприятий, оптимизация структур авиа­ционных эрготинеских систем, средств обеспечения безопасности и выбор их параметров;

логическая обработка мероприятий по БП в целях контроля сроков их выполнения и оценки эффективности.

При построении информационного обеспечения МАСУ ’’Безопас­ность” важно учитывать следующие принципы:

при минимальных исходных данных получать максимум информа­ции о событиях, характеризующих БП;

удовлетворять потребности командно-руководящего состава всех направлений деятельности и уровней управления отраслью;

обеспечивать информацией научные исследования и разработки, которые проводят НИИ, вузы ГА и организации промышленности по повышению БП;

получать такие данные и характеристики,’ которые не могут быть получены без использования ЭВМ или требуют больших трудозатрат;

выполнять функции слежения за состоянием БП и систематичес­кого информирования руководителей.

В процессе разработки информационного обеспечения МАСУ ’’Бе­зопасность” могут использоваться:

методы классификации и идентификации информации,,такие, как иерархический, многоаспектный, фасетный и др.;

методы построения языков обращения к базам данных и логичес­кой обработки информации;

индексация и различные указатели;

способы построения форм документов и их реферирования; словари, тезаурусы, ключевые слова и термины; методы организации массивов и распределения информации в базах данных;

методы агрегирования информации; средства и методы отображения информации.

Все информационные понятия, применяемые в МАСУ ’’Безопас­ность”, их количество, полезность и ценность должны рассматривать­ся совместно с задачами, решаемыми системой с учетом уровней уп­равления и функциональной специфики деятельности командно-руко­водящего состава предприятий ГА, УГА и МГА.

Изложенное показывает, что развитие авиационной информатики и, в частности, информационного обеспечения системы управления БП в настоящее время связано с использованием вычислительной техни­ки, информационно-вычислительной сети и связи. Следовательно, авиа­ционную информатику можно рассматривать как научное направле­ние об информации деятельности ГА и одном из важнейших ее показа­телей — безопасности полетов, ее сбора, хранении, переработке и исполь­зовании в условиях применения вычислительной техники, обеспечиваю­щей создание информационного обеспечения МАСУ ’’Безопасность”.

Авиационная семиотика как инструмент исследования информа­ции по БП. Авиационная семиотика является отдельным направлением в авиационной информатике, которое использует информацию о дея­тельности ГА, в том числе и о БП, при проектировании автоматизи­рованных информационных систем управления. Авиационная семио­тика использует в исследованиях авиационной информации методы и подходы обшей науки о знаках и знаковых системах — семиотики. Она изучает обмен информацией в авиационных системах и служит инструментом теоретических исследований по созданию методологии проектирования информационного обеспечения.

Применение авиационной семиотики в исследовании информации по БП может осуществляться для решения следующих задач.

1. Разработка методов формализованного описания событий, процес­сов и явлений, характеризующих БП, с целью более адекватного их моделирования.

2. Создание форм отображения информации по БП в виде показа­телей БП, таблиц, документов, специальных текстов, позволяющих более целенаправленное использование информации для разработки мероприятий и принятия решений по повышению БП, а также для орга­низации хранения и обработки данных на ЭВМ в МАСУ ’’Безопасность”.

3. Разработка методологии построения языков, диалога между че­ловеком и машиной.

4. Исследование процессов агрегирования информации при переда­че с низших иерархических уровней на высшие, обеспечивающие реали­зацию требуемых воздействий на факторы БП, характерных для каж­дого уровня.

5. Осуществление унификации понятия, показателей, документов в различных подсистемах комплексной МАСУ ’’Безопасность”.

6. Выполнение внутримашинной логической сортировки показате­лей и формирование требуемых форматов данных, подлежащих обра­ботке по алгоритмам анализа, оценивания и исследований БП.

7. Исследование потоков информации по БП в целях выбора комп­лекса технических средств, при этом определяются объемно-времен­ные характеристики информации.

Используются все три аспекта семиотического анализа: синтакси­ческий, семантический и прагматический.

При синтаксическом анализе информации по БП исследуются соче­тания знаков в слове, слов в показателе и показателей в документе. Синтаксический подход применяется в задачах определения числа пере­даваемых или перерабатываемых знаков.

Семантический анализ осуществляется для ведения документов и языков описания событий, при которых производится обновление понятий и значений отдельных терминов по мере развития авиацион­ной техники, систем ее летной и технической эксплуатации с учетом изменений в организационно-штатной структуре ГА и др.

Прагматический аспект анализа информации по БП предусматри­вает непрерывное изучение новых постановок задач исследований фак­торов БП, для которых необходимо обеспечить удобство использова­ния исходных данных, целесообразность введения новых понятий с учетом повышения эффективности решаемых в подсистемах МАСУ ’’Безопасность” задач. Для каждой конкретной задачи определяются объемы исходных данных, поступающих из других подсистем АСУ ГА.

По характеру решаемых задач авиационная семиотика может быть разделена на теоретическую, описательную и прикладную.

Теоретические исследования проводятся в целях количественной оценки полезности информации для разработки мероприятий и приня­тия решения по повышению БП, регламентирования обеспечения дан­ными различных организаций и должностных лиц, рационализации сис­тем обработки информации с учетом экономической эффективности.

На описательном уровне разрабатываются формализованные до­кументы сбора информации и представления ее в центры обработки, классификаторы, показатели, вспомогательная документация, выход­ные формы, методы унификации документов и их формирования.

Прикладное направление связано с конструированием информа­ционных языков для подсистем МАСУ ’’Безопасность”, совершенст­вованием существующих форм документов, проектированием доку­ментов для вновь разрабатываемых подсистем и комплексов задач, созданием систем кодирования с учетом требуемой надежности и дос­товерности обработки данных, требований со стороны техники и обслу­живающего ЭВМ персонала.

Таким образом, авиационная семиотика является эффективным средством разработки МАСУ ’’Безопасность” как обеспечивающей ее части, так и математических методов исследований и анализа фак­торов БП с использованием вычислительной техники.

Языки системы управления безопасностью полетов. Одним из объек­тов изучения авиационной семиотики являются язык системы управле­ния БП в целом и языки отдельных подсистем. С помощью языков реализуются функции обмена информацией как внутри подсистем, так и между ними при решении комплексов задач управления факто­рами БП. При этом языки характеризуются возможностью передачи необходимого объема информации, т. е. способностью отображать весь набор данных, описывающих события, информативностью (способ­ностью минимальным количеством символов передавать требуемые данные о событиях, характеризующих БП, и количественными харак­теристиками: числом знаков и комбинаций из них).

Язык системы управления БП, являясь подъязыком общего нацио­нального языка, отличается наличием специфических показателей и тер­минов. Он характеризуется следующими специфическими особеннос­тями: специальной терминологией; узким набором понятий; самостоя­тельностью слов и словосочетаний в текстах; преобладанием наимено­ваний; возможностью создания тематических списков; наличием сокра­щений при выражении показателей.

Основную информацию управления факторами БП составляют детерминированные понятия, которые образуют определенные наборы показателей и формы документов, характеризующие функциональную структуру системы. Язык системы управления БП является основой информационного обеспечения комплексной МАСУ ’’Безопасность”.

Рассмотренный выше понятийный аппарат, введение понятия дете — , рминированной информации системы, языка системы управления факто — ( рами БП и авиационной семиотики позволяют:

Ї произвести упорядочение и минимизацию исходной информации

путем определения наиболее характерных для данной подсистемы информационных показателей, терминов и понятий с целью подготовки информации для автоматизированной обработки и исполь­зования методов и алгоритмов авиационной информатики в решении задач повышения уровня БП;

использовать единый подход при разработке и совершенствова­нии информационного обеспечения подсистем комплексной МАСУ ’’Безопасность”;

создать методологию разработки информационных языков под­систем на основе моделирования языка системы управления факто­рами БП.

При создании информационного языка МАСУ ’’Безопасность” мож­но выделить следующие этапы.

1. Разработка перечней документов, показателей, словарей и класси­фикаторов информации по БП.

2. Систематизация компонентов языка системы и установление связей между ними.

3. Выбор языка для каждой конкретной подсистемы.

4. Разработка информационного языка как средства логической обработки данных в автоматизированной подсистеме.

Источником экономического эффекта от применения языка управ­ления факторами БП является уменьшение количества знаков, обра­батываемых на ЭВМ и средствах подготовки, и передачи данных.

Состав информационного обеспечения МАСУ ’’Безопасность”. Под информационным обеспечением АСУ, в том числе и МАСУ ’’Безопас­ность”, понимается совокупность систем показателей, классификаций информации, языков описания данных, структур массивов и докумен­тации. При разработке информационного обеспечения МАСУ ’’Безопас­ность” учитывались следующие аспекты существующей системы:

состав информации, т, е. перечень показателей, описывающих собы­тия, которые характеризуют БП. Кроме того, все необходимые для анализа, количественных оценок и исследований БП константы, коэф­фициенты уравнений АЭС, ограничения параметров, характеристики производственной (летной) деятельности — все это объединяется по­нятием нормативно-справочной информации (НСИ);

форматы отображения информации и алгоритмы ее переработки, декомпозиция и методы агрегирования на различных иерархических уровнях;

объемно-временные характеристики по всем маршрутам движе­ния информации по БП, схемы документооборота;

показатели качества информации (полнота, достоверность, значи­мость, оперативность и др);

методы сбора и получения информации, источники.

Эти аспекты необходимо рассмотреть и с позиции семантических уровней анализа информации: прагматического, семантического и син­таксического. На прагматическом уровне анализируется модель сущест­вующей системы, выявляются задачи, подлежащие автоматизации, и определяется состав исходной информации для каждой задачи. На семантическом уровне исследуется исходная информация на соответст­вие требованиям автоматизации процессов управлений факторами П. На семантическом уровне определяются пути и методы сбора ис­ходных данных и их агрегирования.

Описание информационного обеспечения в предпроектных работах и проектной документации на подсистемы МАСУ ’’Безопасность” осу­ществляется в следующих аспектах.

Функциональный аспект предусматривает описание внутреннего информационного обеспечения и информационного обеспечения управ­ления факторами БП. К функциям внутреннего информационного обес­печения относятся ведение массивов информации, их хранение, обра­ботка по алгоритмам анализа, оценки и исследований факторов БП и распределение массивов по вычислительным центрам. Ведение может осуществляться постоянно, периодически, по требованию с запаздыва­нием или опережением. При ведении определяется объект, оператор, источник информации и метод ведения (ввод, вывод). При хранении может производиться фильтрация информации, т. е. отбор данных в соответствии с требованиями решаемых задач анализа информации массивов длительного хранения, а также сортировка, размещение по принятым признакам в массивах, обновление и изменение отдельных записей и показателей. Процесс обработки информации связан с реше­нием задач поиска данных в массивах, логических преобразований, со­поставления текущих значений с константами, группировки, сорти­ровки, аналитических и математических операций по расчету показа­телей БП. Для распределения результатов обработки информации соз­дается специальная программа, которая осуществляет формирование выходных документов и отображение информации на видеотерминалах. Передача выходных данных производится как по каналам электрос­вязи, так и по почте с учетом требований защиты от несанкциониро­ванного доступа.

Структурный аспект отражает описание знаковых характеристик информационного обеспечения, которые включают в себя классифи­кацию информации, систему показателей, информационный язык, организацию массивов, языки обращения к массивам. Центральным звеном классификации информации является показатель, так как он служит для наполнения форматов документов и массивов хранимой информации. От классификации информации зависит способ записи показателей в массивах, структура массивов, способ поиска и проце­дуры переработки информации. Следовательно, классификация предс­тавляет хобой информационный язык системы. В МАСУ ’’Безопасность” основным средством передачи информации являются записи событий, характеризующих БП и совокупности отдельных показателей летной деятельности. Эти записи выполняются в виде документов на бумаге или на машинном носителе. Формы документов должны быть удобны для автоматизированной обработки. Поэтому ряд форм, используе­мых для сбора и передачи информации по БП, подвергаются пере­работке.

Язык общения пользователя с системой (оператора, администра­тора базы данных с массивом) определяется структурой и содержанием информационного языка, структурой массивов, функциями подсистем и возможностями технических средств.

Основные принципы разработки типовых проектных решений по ин­формационному обеспечению следующие:

единый методологический подход при разработке информацион­ного обеспечения всех подсистем комплексной МАСУ ’’Безопасность”;

совместимость информационных языков подсистем и языков общений пользователей с массивами;

единство структур построения подсистем, предусматривающее использование типовых блоков;

унификация построения форматов документов, предназначенных для сбора, передачи и анализа информации, с учетом требований авто­матизированной обработки.

Этапность разработки информационного обеспечения МАСУ ’’Бе­зопасность” такая же, как и для всех АСУ, т. е. работа начинается с обследования существующей системы: изучаются информационные потребности организаций, разрабатывающих мероприятия, и лиц, при­нимающих решения по повышению уровня БП.

На основании анализа функциональных задач, решаемых в подсисте­мах МАСУ ’’Безопасность”, определяется состав показателей, описы­вающих события, которые характеризуют БП. При этом устанавливают­ся перечни событий, используемые в каждой подсистеме и описываю­щие их характеристики. Это исходная информация для формирования основных массивов длительного хранения на машинных носителях.

В результате упорядочения и структуризации создаются классифи­каторы характеристик событий, составляющих исходную информацию по БП. При рассмотрении путей сбора и передачи информации в центры обработки данных определяются временные характеристики потоков этой информации.

Системы показателей для описания событий, характеризующих БП. Нет единого установившегося понятия показателя. Для инфор­мационного языка МАСУ ’’Безопасность” под показателем следует понимать регламентируемую характеристику события, объекта, участ­вующего в событии, явления, сопровождающего событие, и причины (факторы) события.

Событиями, характеризующими БП, являются АП, ПАП, ПВС, ЧПа — это крупные события, а более детальные — это отказы авиацион­ной техники, ошибочные действия, нарушения и временная потеря работоспособности личным составом.

В качестве объектов этих событий выступают авиационные комп­лексы, включающие авиационную технику, личный состав, средства (системы) обеспечения полетов и управления воздушным движением. К явлениям здесь относятся всякого рода внешние воздействия, природные, климатические и другие условия, в которых произошло событие.

Причины (факторы) событий определяются комиссиями и долж­ностными лицами, которые расследовали и анализировали событие. Перечень причин (факторов) регламентируется и осуществляется их классификация по различным признакам, основным из которых являет­ся принадлежность к объекту, прямо или косвенно участвовавшему в событии.

Показатели событий, хранимых в массивах МАСУ ’’Безопасность”, характеризуются иерархической структурой, которая определяет глу­бину анализа и описания событий. Описания событий диктуются целями и задачами, решаемыми подсистемами, При этом используется связь между показателями. Например, при описании адреса неисправности в подсистеме ’’Надежность АТ” указываются: тип• воздушного судна, наименование системы, блока, узла, детали. Таким образом под сис­темой показателей в данном случае понимается состав показателей, их классификация и взаимосвязь,

Одним из важных требований к системе показателей МАСУ ’’Бе­зопасность” является обеспечение агрегирования информации при пе­редаче ее по иерархическим уровням ГА, при которой производится интегрированная обработка показателей разных подсистем. При интег­рированной обработке накладываются дополнительные требования на условия хранения и поиска информации, поскольку выполняются многократные перегруппировки данных, необходимых для решения кон­кретных задач, сопоставления с едиными требованиями любых данных

независимо от того, как они были получены. Эти операции должны обеспечить возможность избавиться от больших объемов информа­ции, передаваемой на верхние уровни, и громоздких форматов ее отоб­ражения при — достаточной для решения задач на данном уровне инфор­мативности.

Система показателей отображается в виде формализованного опи­сания информационных совокупностей, т. е. групп сведений, описыва­ющих события, которые характеризуют БП. Информационные сово­купности, используемые в подсистемах МАСУ ’’Безопасность”, разли­чаются по объему и составу информации. Наибольшее применение нашли следующие формы записей информационных совокупностей: последовательное перечисление (список) показателей, например, фор­мализованный отчет об АП, ПАП, ПВС, ЧПа; карточка учета отказов и неисправностей АТ; таблица или матрица показателей, граф пока­зателей, многомерный вектор или предикат Р(х^, х2, ■ ■ ., хп), тлех. — координаты или показатели, отражающие значения или признаки с оп­ределенным лексическим содержанием.

В информационных совокупностях МАСУ ’’Безопасность” сущест­вуют взаимные связи между показателями. Описание этих связей произ­водится на основе анализа синтаксико-семантической структуры пока­зателей. При этом рассматривается процесс порождения последующего символа из предыдущего (правило порождающей грамматики). В ре­зультате получим показатель, составленный из исходного символа, например, ’’Номер события” — а (первого порожденного символа), например, ’’Описаниеместа события” — Ъ (второго порожденного симво­ла) , например, ’’Рельеф местности” — с (третьего порожденного символа), например, ’’Холмистая” — d, т. е. abed.

Принципы классификации информации в МАСУ "Безопасность”. Во временном аспекте различаются информации длительного и крат­ковременного хранения. Массивы информации длительного хранения должны содержать данные, необходимые для оценивания, анализа и исследований состояния БП за любые периоды календарного време­ни. Вся прочая информация не нуждается в длительном хранении, она выводится из памяти ЭВМ (уничтожается) сразу после решения задачи. К этому виду информации относятся и такие данные, которые подвер­гаются периодическому изменению или обновлению.

По назначению всю информацию, используемую в МАСУ ’’Безопас­ность”, можно разделить на два класса.

1. Исходная информация, содержащая данные, которые используют­ся для описания события, характеризующих БП, и мероприятий, прово­димых по повышению БП. К ней относятся также значения параметров полета и критериев оценки, полученные по результатам обработки за­писей бортовых регистраторов по алгоритмам диагностики и прогнози­рования состояния БП.

2. Нормативно-справочная информация, включающая данные, кото­рые необходимы для расчета показателей БП, характеристики техничес­ких и организационных систем, а также объектов, использующиеся при анализе и исследованиях состояния уровня БП. К ним относятся значе­ния часов налета и количества посадок ВС, количество перевезенных пассажиров, тонно-километров и другие данные о транспортной деятель­ности, данные об экипажах, о специалистах НАС и персонале УВД, со­циально-биографические, медицинские сведения, показатели проверок и тестирования, аэродинамические характеристики ВС и ограничения по условиям БП, установленные для технических систем и летно-диспет­черского состава.

Исходная информация разделяется на два уровня по значимости событий. Первый уровень — это крупные события АП, ПАП, ПВС, ЧПа. Второй уровень — менее значительные: отказы и неисправности авиа­ционной и наземной техники, ошибочные действия, нарушения и вре­менная потеря работоспособности на рабочем месте личным составом, принимающим участие в выполнении и обеспечении полетов.

Первый уровень характерен весьма обширным описанием всех аспектов события: общие данные, история полета, информация по лич­ному составу о воздушном судне, сведения о наземных средствах обес­печения полета, об аэродроме, метеорологическая информация и т. д. Здесь представлена полная классификация информации по БП, выпол­ненная по принципу принадлежности ее к объектам и условиям, при­частным к событию.

На втором уровне используются только те данные, которые описы­вают рассматриваемое событие при формировании основного массива. Например, выход какого-либо параметра полета за установленное огра­ничение описывается показателями, характеризующими, с одной сто­роны, координаты (адрес) события (номер ВС, тип ВС, дата и др.), а с другой — экстремальное значение параметра и время пребывания за пределами допуска, При анализе БП по информации второго уров­ня требуются детальные данные о личном составе, технике и условиях полета. Поэтому создаются дополнительные массивы информации, с которыми взаимодействует основной массив.

По отношению к ЭВМ информация делится на внутреннюю и внеш­нюю; в свою очередь внешняя — на входную и выходную. В МАСУ ’’Бе­зопасность” входная и выходная информация представлена на естест­венном языке, а внутренняя — на внутримашинном информационном языке системы.

Информационные языки МАСУ ’Ъезопасность”. Язык МАСУ ’’Бе­зопасность” является сочетанием естественного языка алгоритмических, машинных языков, языков организации базы данных, обращения к мас­сивам и информационных языков.

Под информационным языком (ИЯ) понимается совокупность пра­вил предоставления информации, которая позволяет при обработке смысла использовать формальные процедуры. Поскольку ИЯ являет­ся промежуточным звеном между естественным ЯЗЫКОМ и ЯЗЫКОМ машины, при разработке ИЯ для подсистем, входящих в состав комп­лексной МАСУ ’’Безопасность”, необходимо добиваться следующего:

возложения на ЭВМ наибольшего числа задач, требующих выпол­нения логических операций и переработки смысла;

упрощения общения с машиной;

унификации, обеспечивающей обмен информацией между подсис­темами,

возможности объединения всех подсистем в единую МАСУ ’’Бе­зопасность”;

обеспечения длительного хранения информации.

Информационный язык должен быть достаточно гибким, точным и однозначным при описании событий, передаче информации. Он должен обеспечивать формализацию анализа и исследований факторов БП. Информационный язык является самым динамичным элементом сис­темы, поскольку очень часто меняются в процессе своего развития авиа­ционная техника, организационные звенья гражданской авиации и др. Поэтому ИЯ МАСУ ’’Безопасность” необходимо периодически коррек­тировать, уточняя и обновляя его смысловые категории. Выбор вида ИЯ зависит от режима работы подсистемы и от организации базы данных.

Для массивов оперативной готовности, обеспечивающих оператив­ный режим, преимущество имеет некодированная информация. Следо­вательно, здесь предпочтительно использовать тезаурус или списко­вую форму записи информации. Эти языки целесообразно использо­вать в подсистемах, где объем используемых понятий очень большой. К такой подсистеме, в частности, относится ’’Эффективность”. Для формирования основных массивов длительного хранения, обеспечи­вающих пакетный режим, удобна кодированная информация. В этих случаях целесообразно использовать классификаторы.